+7 985-411-36-14

sales@prestoizd.ru

Товаров: 0 (0 руб.)

Музыкальные диктанты

  • Наличие: Есть в наличии
  • 150 руб.


Уважаемый клиент, минимальная сумма заказа
1 000 руб.

В настоящий сборник включены одноголосные и многоголосные диктанты, которые могут быть использованы в практике преподавателей высших музыкальных учебных заведений, музыкальных училищ и колледжей от композитора и педагога Солодухо Виктора Яковлевича.

42 года (с 1966 по 2008г.г.) Солодухо проработал на музыкальном

факультете Московского педагогического государственного университета,

где всегда был творческим «центром притяжения» и для коллег, и для

студенчества. Открытые уроки В.Я. Солодухо становились событием и

переворачивали представление о традиционном сольфеджио, привлекая

огромное количество специалистов-теоретиков, в том числе зарубежных.

Заключительные экзамены по гармонии в его группах проводились в форме

концертов, где студенты демонстрировали творческие работы: сочинения

в разных музыкальных стилях и жанрах - от средневековой музыки до

современных джазовых композиций.

Музыкально-педагогическое наследие Виктора Яковлевича Солодухо

многогранно. Он является автором программ и многочисленных научных

статей по сольфеджио и гармонии, методике преподавания теоретических

дисциплин в высшем и среднем звене музыкального образования («Основы

джазовой гармонии в курсе «Многоголосие» на музыкальном факультете»,

«Анализ процесса гармонизации мелодии четырехзвучными аккордами в

курсе сольфеджио» «Изучение средневековой музыки в курсе «Многоголосие

(гармония и полифония)», TESTS for children ages five to ten auditioning for

a special music-school (New-York), «Тренажер по сольфеджио» и др.)

Помимо симфонических и камерных сочинений, научных разработок

и методических статей, к музыкально-педагогическому наследию В.Я.

Солодухо по праву могут быть отнесены многочисленные музыкальные

примеры для слухового анализа и разнообразные диктанты.

Музыкальные диктанты заслуживают особого внимания, поскольку

значительно расширяют традиционные рамки представления о сольфеджио.

Во-первых, необычен сам материал, который мастер использовал для этой

формы учебной работы. Это и одноголосная музыка в «экзотических»

восточных ладах, и грузинский фольклор с аккордами нетерцовой

структуры, и обработки народных песен - как в традиционной манере,

так и с гармонизацией блок-аккордами, фрагменты классических сонат,

пьес Бартока. Исключительный музыкальный вкус, композиторский

талант Виктора Яковлевича проявился не только в подборе многостилевого

музыкального материала, но и в собственных аранжировках джазовых

стандартов и сочинении оригинальных авторских упражнений со

сложноладовой мелодикой и полигармонией.

Не менее важным является и сам подход к организации этого вида

деятельности. Считая, что диктант, прежде всего, должен стимулировать

и активизировать развитие памяти профессионального музыканта, В.Я.

Солодухо практически исключает его письменную форму. В то же время

работа над диктантами ведется по хорошо продуманному алгоритму.

Каждому диктанту на его занятиях предшествовало значительное

количество упражнений - как слуховых, так и интонационных. После

первого проигрывания музыкальный фрагмент подвергался подробному и

тщательному анализу. Затем, в зависимости от масштаба, сложности текста и

этапа изучения той или иной темы, следовало от 4 до 8 проигрываний, после

чего студентам предлагалось повторить диктант (либо его часть) на фортепиано.

Запись диктанта становилась частью домашнего задания, прич¸м требования

к е¸ грамотности и аккуратности были всегда исключительно высокими: с

указанием характера, темпа, нюансов, особенностей фразировки, - то есть

всего того, что обычно присутствует в полноценных нотных изданиях. На

следующем занятии студентам предлагалось сыграть диктант наизусть на

фортепиано в транспорте в нескольких (а иногда и во всех 12) тональностях.

В методической концепции В.Я. Солодухо каждому семестру

соответствовала определенная тема. В результате, по окончании вузовского

курса у студентов накапливался богатый и разнообразный музыкальный

багаж, совершенствовались слуховые навыки, эффективно развивалась

музыкальная память и свободное владение фортепианной клавиатурой.

Настоящий сборник включает лишь небольшую часть музыкальных

диктантов В.Я. Солодухо, отобранных из более тысячи примеров,

сохранившихся в тетрадях его учеников. Согласно устоявшейся практике

сборник разделен на 2 больших раздела: Одноголосие и Многоголосие,

но внутри их также существует деление по тематическому и жанровому

признакам.

Наверх