Музыкальные диктанты. Для музыкальных училищ, колледжей и высших музыкальных учебных заведений.
- Наличие: Есть в наличии
-
150 руб.
1 000 руб.
В настоящий сборник включены одноголосные и многоголосные
диктанты, которые могут быть использованы в практике преподавателей высших
музыкальных учебных заведений, музыкальных училищ и колледжей от композитора и
педагога Солодухо Виктора Яковлевича.
42 года
(с 1966 по 2008г.г.) Солодухо проработал на музыкальном
факультете
Московского педагогического государственного университета,
где всегда
был творческим «центром притяжения» и для коллег, и для
студенчества.
Открытые уроки В.Я. Солодухо становились событием и
переворачивали
представление о традиционном сольфеджио, привлекая
огромное
количество специалистов-теоретиков, в том числе зарубежных.
Заключительные
экзамены по гармонии в его группах проводились в форме
концертов,
где студенты демонстрировали творческие работы: сочинения
в разных
музыкальных стилях и жанрах - от средневековой музыки до
современных
джазовых композиций.
Музыкально-педагогическое
наследие Виктора Яковлевича Солодухо
многогранно.
Он является автором программ и многочисленных научных
статей
по сольфеджио и гармонии, методике преподавания теоретических
дисциплин
в высшем и среднем звене музыкального образования («Основы
джазовой
гармонии в курсе «Многоголосие» на музыкальном факультете»,
«Анализ
процесса гармонизации мелодии четырехзвучными аккордами в
курсе
сольфеджио» «Изучение средневековой музыки в курсе «Многоголосие
(гармония и полифония)», TESTS for children
ages five to ten auditioning for
a special music-school (New-York), «Тренажер по сольфеджио» и др.)
Помимо
симфонических и камерных сочинений, научных разработок
и методических
статей, к музыкально-педагогическому наследию В.Я.
Солодухо
по праву могут быть отнесены многочисленные музыкальные
примеры
для слухового анализа и разнообразные диктанты.
Музыкальные
диктанты заслуживают особого внимания, поскольку
значительно
расширяют традиционные рамки представления о сольфеджио.
Во-первых,
необычен сам материал, который мастер использовал для этой
формы
учебной работы. Это и одноголосная музыка в «экзотических»
восточных
ладах, и грузинский фольклор с аккордами нетерцовой
структуры,
и обработки народных песен - как в традиционной манере,
так и
с гармонизацией блок-аккордами, фрагменты классических сонат,
пьес
Бартока. Исключительный музыкальный вкус, композиторский
талант
Виктора Яковлевича проявился не только в подборе многостилевого
музыкального
материала, но и в собственных аранжировках джазовых
стандартов
и сочинении оригинальных авторских упражнений со
сложноладовой
мелодикой и полигармонией.
Не менее
важным является и сам подход к организации этого вида
деятельности.
Считая, что диктант, прежде всего, должен стимулировать
и активизировать
развитие памяти профессионального музыканта, В.Я.
Солодухо
практически исключает его письменную форму. В то же время
работа
над диктантами ведется по хорошо продуманному алгоритму.
Каждому
диктанту на его занятиях предшествовало значительное
количество
упражнений - как слуховых, так и интонационных. После
первого
проигрывания музыкальный фрагмент подвергался подробному и
тщательному
анализу. Затем, в зависимости от масштаба, сложности текста и
этапа
изучения той или иной темы, следовало от 4 до 8 проигрываний, после
чего
студентам предлагалось повторить диктант (либо его часть) на фортепиано.
Запись
диктанта становилась частью домашнего задания, прич¸м требования
к е¸
грамотности и аккуратности были всегда исключительно высокими: с
указанием
характера, темпа, нюансов, особенностей фразировки, - то есть
всего
того, что обычно присутствует в полноценных нотных изданиях. На
следующем
занятии студентам предлагалось сыграть диктант наизусть на
фортепиано
в транспорте в нескольких (а иногда и во всех 12) тональностях.
В методической
концепции В.Я. Солодухо каждому семестру
соответствовала
определенная тема. В результате, по окончании вузовского
курса
у студентов накапливался богатый и разнообразный музыкальный
багаж,
совершенствовались слуховые навыки, эффективно развивалась
музыкальная
память и свободное владение фортепианной клавиатурой.
Настоящий
сборник включает лишь небольшую часть музыкальных
диктантов
В.Я. Солодухо, отобранных из более тысячи примеров,
сохранившихся
в тетрадях его учеников. Согласно устоявшейся практике
сборник
разделен на 2 больших раздела: Одноголосие и Многоголосие,
но внутри
их также существует деление по тематическому и жанровому
признакам.